Теория эволюции


       Возникновение человека — высшая ступень развития жизни на Земле. Происхождение человека могло получить свое научное объяснение лишь на основе теории эволюции. Первую попытку последовательно осветить эту проблему предприняли Т. Гексли (Англия), Э. Геккель (Германия) и П. Брока (Франция). Однако решающий вклад в доказательство животного происхождения человека внес Ч. Дарвин, который в своих трудах .“Происхождение человека и половой отбор” (1871) и “Выражение эмоции у человека и животных” (1872), подвергнув анализу обширные данные из области систематики, сравнительной анатомии, эмбриологии, а также изучив и сопоставив поведенческие реакции животных и человека, пришел к вы воду о поразительном сходстве человека с животными особенно значительном с человекообразными обезьянами.

        Положение человека в системе животного мира. По строению и расположению своих органов человек относится к классу млекопитающих. Наиболее существенные признаки, присущие как человеку, так и млекопитающим, — это млечные, сальные и потовые железы, волосяной покров тела, специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детеныша молоком. И у человека, и у животных единые звенья тканевого обмена веществ, сходно осуществляются pocт и индивидуальное развитие, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода и др. Максимальное сходство человека обнаруживается с представителями семейства человекообразных обезьян, или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном. Общность внутреннего строения человека и антропоидов дополняется внешним сходством у них единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, очень сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах и др. Почти невозможно отличить зародыши человека приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития. У эмбриона человека образуются хорда, жаберные борозды, жаберные дуги и соответствующая сеть кровеносных сосудов, подобно тому, как это имеет место у древнейших акуловых рыб. В процессе эмбрионального развития у человека появляется а затем исчезает ряд других подобных признаков, но некоторые из них сохраняются в виде рудиментов, указывая на явную связь с животным миром. К их числу относятся: копчик — остаток хвоста, выраженный в позвоночнике эмбриона в возрасте 1,5—3 месяцев внутриутробного развития, наружный волосяной покров, червеобразньй отросток слепой кишки, подкожные мускулы, которые развиты у человека только на лице и в виде рудимента имеется подкожная ушная мышца и др. Всего у человека насчитывается более 90 рудиментов. Атавизмы (от лат. “атавус” — предок) представляет собой признаки, отсутствующие у ближайших, но свойственные очень далеким предкам человека. Например, густой волосяной покров тела, появление дополнительных сосков у женщин и мужчин, случаи рождения людей с хвостом и др. Все эти факты в свое время дали основание Ч. Дарвину прийти к заключению что человек и млекопитающие произошли от одного общего древнего предка.
        Благодаря развитию мимической мускулатуры антропоиды могут выражать общие эмоции: плач, смех, гнев или возбуждение и т. п. Антропоиды болеют многими инфекционными болезнями, присущими человеку (туберкулез, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия и др.) У шимпанзе встречается болезнь Дауна (умственная отсталость), возникновение которой, как и у человека, связано с присутствием в кариотипе животного третьей хромосомы из 21-й пары. Выявлены черты сходства по группам крови. Биохимические и молекулярные исследования показали, что по сходству белков альбуминов наиболее близки к человеку шимпанзе, горилла, орангутанг; у павиана и мартышки эти белки имеют незначительно сходство с белками человека, и совсем далеки по этому признаку от человека долгопяты и лемуры. Отечественный биохимик А. Н. Белозерский проанализировал результаты молекулярной гибридизации ДНК для выявлений степени общности генетической информации в хромосомах человека и некоторых обезьян. Оказалось, что количество сходных нуклеотидных последовательностей в ДНК у человека и шимпанзе составило 91 %, у человека и гиббона — 76, у человека и макака резуса — 66%, т. е. чем ближе в систематическом отношении животные стоят к человеку, тем большее между ними сходство в молекулярной структуре ДНК.

Атавизмы у человека

scel.jpg - 29585 Bytes

       Человек унаследовал от приматов такие черты, как широкие плечи и широкая плоская грудь, общность строения локтевого и запястного суставов, кистей рук и всего верхнего пояса, — те качества, которые у обезьян возникли благодаря древесному образу жизни..
        Способность к хватанию и противопоставление большого пальца остальным, выраженные у всех приматов, не только сохранились у человека, но продолжали развиваться. Антропоиды способны использовать подходящие предметы в качестве “орудия” или “оружия” для достижения определенной цели, что послужило важнейшей предпосылкой возникновения трудовой деятельности человека. Близость человека к антропоидам прослеживается и по другим особенностям, однако каждая из человекообразных обезьян обладает лишь некоторой совокупностью наиболее общих с человеком признаков. Например, по величине ближе всех к человеку горилла, шимпанзе, орангутанг, по массе тела и длине конечностей — шимпанзе, по форме бедренных костей — гиббон, по строению костей таза, стоп и величине головного мозга — горилла и т. п. По данным антрополога А. Кизса, у человека и гориллы 385 общих морфологических признаков, у человека и шимпанзе — 369, у человека и орангутанга — 359. Гиббон и низшие обезьяны имеют 117—113 общих с человеком признаков. Однако человека выделяют из мира животных принципиальные биологические отличия, такие, как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах, высокая степень развития рук и способность выполнять разнообразные, тонкие и высокоточные операции, большой объем головного мозга, который в 2,5 раза превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза — площадь его поверхности, и, наконец, речь, которая свойственна только человеку. Не случайно Ч. Дарвин в свое время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей. Родословную человека составляет длинная цепь его предшественников, она уходит в глубину времен на десятки миллионов лет, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна. Неизвестный при жизни Дарвина ископаемый предшественник человека был обнаружен впоследствии, подтвердив научное предвидение ученого.
        Все же Дарвин лишь частично, с чисто биологических позиций, осветил вопрос о происхождении человека, он не смог раскрыть социальные факторы превращения предков человека в людей. Позднее ученые раскрыли роль труда в жизни людей и подчеркнули, что именно совместный труд явился движущей силой преобразования животного предка в человека. Люди своим трудом выбились из первоначального животного состояния. Осуществляя трудовые процессы, воздействуя на “внешнюю природу и изменяя ее”, человек одновременно “изменяет свою собственную природу”. Человеческий труд начинается с изготовления орудия, которое может быть сделано, если в воображении его создателя складываются законченные черты, мыслительный образ такого орудия и осознанная цель труда. На первых порах весь процесс изготовления орудий проходил методом “проб и ошибок”, еще не сложилась точная последовательность операций, которая неизбежно приводила бы к поделке заданного орудия. Изменение условии обитания наших далеких предков (сокращение площади водоемов, исчезновение лесной растительности, возникновение полупустынь) вынудило многие виды приматов перейти от древесного образа жизни к обитанию в условиях открытых пространств, что усилило давление естественного отбора. В безлесных пространствах антропоиды перешли на питание новыми растениями и мелкими животными. В складывающихся обстоятельствах могли выжить те группы обезьян, которые обладали способностью использовать природные предметы (камни, палки, кости животных), а затем специально обрабатывать их, что развивало трудовую деятельность, которая в свою очередь стала фактором изменения биологической природы наших далеких предков.
        Отряд приматов, от которых идет прямой путь к человеку, возник около 70 млн. лет тому назад от насекомоядных млекопитающих. К приматам относятся: лемуры (Мадагаскар), тупайи (Индия), лори (обитатели тропической Африки и Азии), долгопяты (Индокитай), обезьяны Нового Света, обезьяны Старого Света и человекообразные обезьяны.
        Важнейшим условием выживания обезьян на деревьях была способность передвижения по горизонтальным ветвям при одновременной поддержке за верхние ветви, отличная ориентировка в пространстве, развитие органов чувств и соответствующих областей головного мозга, стадный образ жизни. Эти особенности оказались исключительно ценными для их обладателей в условиях, когда в связи с похолоданием климата в северных и южных широтах земного шара и поредением, а затем и исчезновением лесного покрова в ряде областей Африки, существовать стало труднее.

obez.jpg - 40907 Bytes

        Общее развитие человекообразных обезьян происходило в двух направлениях. Одни все больше приспосабливались к жизни на деревьях (где такая растительность сохранилась) и становились все более узкоспециализированными. Другие шли по пути приспособления к жизни на земле, хождению на двух ногах, освобождению верхней конечности от помощи в ходьбе и превращению ее в орган труда. В безлесных пространствах переход к стопохождению, обладание высокоразвитой ориентировкой, тонким слухом и объемным зрением сыграли исключительно полезную роль для выживания, особенно в борьбе с многочисленными хищниками.
        В этих условиях наши далекие предки все чаще употребляли “подручные” предметы: палку, камень, обломки костей, с помощью которых они выкапывали корневища, клубни растений, доставали насекомых, дробили кости и т. п. Для многих поколений обезьян все эти предметы оставались случайными и не становились орудиями труда, так как использовались инстинктивно и в том виде, в каком они были в природе.
        Само по себе употребление различных предметов в качестве орудий еще не означает рассудочной деятельности: дятловый галапагосский вьюрок выковыривает насекомых из щелей зажатой в клюве кактусовой колючкой, африканский стервятник разбивает яйца Страуса камнями, очень сложный “трудовой” инстинкт у пчел, бобров, многих птиц и обезьян по добыванию пищи, постройке гнезд, защите от врагов. В каждой из этих операций животное, проявив инстинктивную деятельность, пускает в ход зубы, лапы, клюв, а обезьяны — верхние и нижние конечности, используя природные предметы, но не орудия труда. Какими бы ни были смышлеными перечисленные животные в использовании готовых предметов природы, главное состоит в том, что “ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа”.
        Труд начинался с того момента, когда предок человека стал осознанно обрабатывать естественные предметы с преднамеренной целью, придавая им определенную форму, когда мышление и воля, хотя бы и в примитивной форме, сознательно руководят деятельностью рук, направленной на достижение поставленной цели. Таким образом, сущность трудовой деятельности, выделившей первых людей из стада обезьян, заключается в том, что материальной обработке предмета труда предшествует идеальная переработка его в мысли. Такое активное отражение предметного мира характерно только для человеческого мышления.
        В процессе очеловечивания действовал комплекс факторов: прямохождение, регулярное употребление орудий для добывания пищи и защиты от врагов, упрочение общественной жизни и вместе с тем подавление звериных инстинктов. Вся совокупность указанных свойств формировалась не в одной какой-нибудь группе обезьян, а во многих из них — в одних раньше, в других позже. Различной была у них и степень приспособленности к выживанию в сложившихся условиях.
        Некоторые сообщества человекообразных обезьян так и не овладели способностью к изготовлению орудий и не пришли в своем развитии к систематической трудовой деятельности. Впоследствии многие из них исчезли с лица земли, не справившись с трудностями существования, особенно в связи с конкуренцией с популяциями тех же близких видов. Но первые люди появились в тех сообществах обезьян, в которых добывание средств существования с помощью изготовленных орудий стало специфически характерным для них.
        Трудовые процессы, являясь биологически выгодными, приобретали массовый характер, способствовали освоению разнообразных природных территорий. Яснее осмысливались операции по изготовлению орудий, накапливался опыт, совершенствовались органы труда. Рука становилась не только органом труда, но и сама изменилась как продукт труда. Большое значение в эволюции антропоидов имела их способность к манипулированию предметами (исследовательский рефлекс) и стадный образ жизни, при котором складываются разнообразные и сложные формы общения между особями (жестикуляция, мимика, звуки). Кроме того, сила, динамичность и уравновешенность нервных процессов у антропоидов находятся на более высоком уровне, что явилось важнейшей физиологической предпосылкой для формирования высшей нервной деятельности человека. Трудовая деятельность, стадный образ жизни и использование в питании мясной пищи стимулировали развитие головного мозга.
        В условиях высокоразвитой стадности возникла элементарная способность воспроизводить в уме связные представления о различных предметах или действиях и их существенных отличиях, что стало необходимой предпосылкой для развития отвлеченных мыслительных и речевых способностей. Как пишет отечественный антрополог В. В. Бунак (1972), подвижное сочетание в уме представлений о предметах и явлениях приводит к образованию представлений об общих свойствах сходных предметов. Воспроизводимое в уме представление, связывающее разносистемные свойства, называется понятием. Овладение понятиями считается первым рубежом, отделившим человека от животного, а умение разнообразно сочетать понятия было следующей ступенью отвлеченного мышления, осуществляемого с участием в этом мыслительном процессе голосовых возбуждений. Звуки, воспроизводимые голосовыми органами, стали формой обозначения предметов, а затем и понятий о них, выражаемых словами, — такие сигналы постепенно приобрели понятийное содержание. На первых порах речь была несовершенной, слова неточны, фонетическая основа их бедна и груба. Однако преимущества сплочения сообщества формирующихся людей с помощью речевых сигналов становились очевидными, а тренировка и подражание делали речь все более членораздельной и совершенной. Таким образом, усложняющиеся трудовые операции при изготовлении орудий, совершенствование мыслительной функции мозга, общение людей во время охоты и изготовления орудий труда, необходимость передать накопленный опыт и поделиться переживаниями все больше вовлекали в работу речевые органы, связанные с определенными центрами коры головного мозга, и в целом способствовали развитию членораздельной речи.
        На изменение физического облика первобытных людей и на развитие головного мозга большое влияние оказало использование мясной пищи и огня. Мясная пища необходима не только как высококалорийный продукт, но и для пополнения незаменимых аминокислот в организме, которых в большинстве растительных продуктов содержится очень мало или нет совсем; в целом переход к употреблению мясной пищи стимулировал использование огня и развитие охоты, а затем и приручение животных. Использование огня способствовало выживанию наших предков в бррьбе с хищниками и продвижению в ранее недоступные местности с холодным климатом, огонь согревал первобытного человека, делал его пищу более переваримой и дольше сохраняемой.
        Трудовая деятельность, развитие речи и общественной жизни изменили облик человекоподобных предков, а через разделение труда — и взаимоотношения людей, Итогом глубочайших преобразований строения и функций организма наших предков стало объединение ранее независимых друг от друга явлений — манипулирования предметами и стадного образа жизни: манипулирование приобрело характер трудовых движений, а стадо стало человеческим обществом в его первоначальной форме. Труд — коренной признак, отличающий человеческое общество от животного стада: животные — пассивные! объекты своей истории, люди делают свою историю, сами.

       Этапы становления человека. По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн.1 лет назад на Земле появились древние приматы — парапитеки и проплиопитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны | челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапетеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви древесных обезьян — дриопитекам. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая — к шимпанзе, третья — к австралопитеку, а от него — к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

p.jpg - 16753 Bytes

       Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке (к настоящему времени сделано более 250 подобных находок в пяти пунктах Юго-Восточной Африки). Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга (в средних величинах) достигал 520 см3 — по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян. Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствовало о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях, питались растительной и животной пищей. “Орудия”, которыми пользовались австралопитеки, не несли на себе следов искусственной обработки, это были камни, палки, крупные кости и челюсти антилоп.

sed.jpg - 15631 Bytes

       Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. и в последующие годы антропологом Луисом Лики в Олдовайском ущелье (Танзания). Возраст этих находок определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см, объем головного мозга был на 100 см3 больше, чем у австралопитека, зубы человеческого типа, фаланги пальцев, как и у человека, сплющены. Хотя в нем и сочетались признаки как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности.
        В 1972 г. на территории Кении Ричард Лики обнаружил череп и некоторые кости существа, резко отличного от австралопитеков, жившего около 3 млн. лет тому назад. Объем его мозговой полости составлял 810 см3. В его черепе отсутствовал выдающийся надглазничный валик, а весь облик был более человекоподобен.
        Значение открытий последних лет состоит в том, что они постепенно заполняют пробелы в цепи существ, ведущей от животных к людям. Если до недавнего времени прародиной человека считалась Центральная и Юго-Восточная Азия, теперь, судя по обилию находок костных остатков и орудий труда, она вполне обоснованно переместилась в Африку, где помимо Человека умелого найдены также остатки существ уровня питекантропа и их каменные орудия более совершенной формы, чем орудия Человека умелого. Большое значение имеет находка костных остатков кениапитека (жившего 12—14 млн. лет тому назад), обнаруженных в 1962 г. в Кении. Это существо заполняет пробел в цепи между дриопитеками и австралопитеками. Все ископаемые представители семейства Гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

        Эволюция физических особенностей первых людей, включая человека современного, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы, древние люди, или палеоантропы, и современные люди, или неоантропы.
        Первый представитель архантропов — яванский человек, или питекантроп — обезьяночеловек прямоходящий. Его костные остатки обнаружены Е. Дюбуа в 1891 г. на о. Ява (Индонезия). Первоначально возраст питекантропа определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим более 400 тыс. лет. Питекантроп был прямоходящим существом, его рост составил около 170 см, объем черепной коробки — 900 см3. Несколько позже существовал синантроп, или китайский человек. Многочисленные остатки были найдены за период с 1927 по 1963 г. в пещере вблизи Пекина и в провинции Шанси. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой же группе древнейших людей относится и геиделъбергский человек (по находке 1907 г.).
        На смену архантропам появились неандертальцы, или палеоантропы, которые 250-100 тыс. лет тому назад были широко расселены на территории Европы, Африки, Передней и Южной Азии, и на юге нашей страны. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники, пользовались огнем, употребляли грубую одежду. Объем их мозга возрос до 1400 см3. Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50—100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей

cher.jpg - 20100 Bytes

        Неандертальцев сменили люди современного типа — кроманьонцы, или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род и вид Гомо сапиенс — Человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, еще сохранявшиеся в облике неандертальцев, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами. Они приручали животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от их предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимоподдержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления). Возникновение кроманьонцев — завершающий этап формирования человека современного типа. На смену первобытному человеческому стаду пришел первобытный родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами. Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.



        Вся Инфа Взята: Н.Е. Ковалев, Л.Д. Шевчук, О.И. Щуренко. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов


Сайт управляется системой uCoz